Барокко, классицизм, эклектика – вот те архитектурные стили, которые встречаются в Петербурге XIX века. Добавьте дома из стекла и бетона, и вы получите тот же город, но века XXI. Добавьте готику, ренессанс и пред вами предстанет Прага того же века. Пропорции архитектурных стилей разные: у нас больше современности, а в сказочном «там» - историчности. Каждый дом – это памятник, и дело не в том, насколько давно он построен, а в том, что нужно ли рядом с ним воздвигать новые, которые, возможно, так же станут частичкой истории города. Ведь что-то же должно быть в учебниках по истории архитектуры города XXI века! Но что? Может это будет магазин Невский центр рядом с площадью Восстания, выбивающийся из стиля Невского проспекта современными элементами: слишком блестящими панелями здания и окнами, неестественно переливающимися на солнце?
Внедрение современности является проблемой, которая потихоньку разъедает исторический облик города. Приехав в Европу, я убедилась в том, что подобная ситуация происходит и здесь. Правда, она проявляется не с такой масштабностью. Это, скорее всего, оттого, что города эти на пятьсот-шестьсот лет старше нашего, а потому центр застраивать достаточно трудно - просто из-за отсутствия места для новых построек. Так, например, в центре Праги очень нелегко найти «стекляшки». В основном здесь если что-то и строится, то сделано в том же стиле, что и рядом стоящие здания. Однако на центральной Вацлавской площади рядом с реставрирующимися домами стоит новое здание с архивами Национального музея, который находится дальше по улице. Как утверждает экскурсовод Маргарита, по началу жители Праги восставали против существования этого здания, однако теперь оно стало очень значимым для города, и о его разрушении не может быть и речи. Поэтому для того, чтобы сохранить исторический центр города, каждый значимый объект находится под охраной государства, ЮНЕСКО, а так же богатых меценатов, которые делают пожертвования. Так что если на улицах Праги и появляются оттенки новизны, то за ними стоят тонны оформленных документов. Так, например, чтобы поменять оконную раму или дверную ручку в частных домах на улице На Кампе под Карловым мостом, нужно сначала получить разрешение администрации города на замену этих самых элементарных частей здания. А в Дрездене, похоже, к сохранению исторического центра относятся более спокойно. Так на главной площади города после восстановления разрушенных в годы войны зданий с 1993 по 2006 появился узенький дом-стекляшка в три этажа, который по пропорции напоминает своего предшественника. Произошло так потому, что жители Дрездена, как сказал экскурсовод, не хотят застревать в XVII веке, а потому застраивают центр более пригодными для жизни зданиями, помимо тех, что соответствуют историческому облику города. Тот же размер окон, та же форма, та же высота – вот те аспекты, благодаря которым на площади могут появиться и другие новые дома на месте старых.
В этом, наверное, и кроется секрет старинных городов Европы: для сохранения исторических объектов здесь будет сделано все возможное. И жители готовы будут протестовать против внедрения современности, например, как в случае постройки здания в стиле кубизма на набережной в Праге. Помню, что как-то и мне позвонили и спросили мое мнение о строительстве Охта-центра, и я высказалась о нем критически, выступая за сохранение исторически-сложившейся высоты центра города. Надеюсь, что мои слова повлияли на перенесение этого проекта на Лахтинский проспект. Может, мнение наших горожан так же значимо, как и мнение европейцев, и через лет пятьсот туристы будут приезжать к нам удивляться сохранившейся красоте нашего города.